Психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья в замещающих семьях

  • Цель исследования: изучение особенностей психологической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ в замещающих семьях.
  • Объект исследования – процесс адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ в замещающей семье.
  • Предмет исследования – особенности психологической адаптации детей с ОВЗ в замещающих семьях.

Эмпирические и теоретические методы исследования:  беседа, тестирование, наблюдение, проективная методика, анкетирование и математическая статистика

  • Анкета по выявлению тревожного ребенка (Л.М. Костина) предназначена для определения уровня тревожности у детей дошкольного и  школьного возраста путем опроса окружающих взрослых: родителей, воспитателей, учителей.
  • Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи, автор А.И. Баркан опросник (шкалы) для выявления особенностей жизни ребенка в семье.
  • Проективная рисуночная методика «Рисунок семьи» разработана А.И. Захаровым. Диагностика внутрисемейных отношений.

Гипотеза заключается в предположении, что адаптация детей в замещающих семьях будет более успешной при эмоциональной привязанности  и принятии  ребенком членов семьи.

В исследовании приняло участие 25 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 8 до 12 лет,  воспитывающиеся в замещающих семьях: