Психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья в замещающих семьях
- Цель исследования: изучение особенностей психологической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ в замещающих семьях.
- Объект исследования – процесс адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ в замещающей семье.
- Предмет исследования – особенности психологической адаптации детей с ОВЗ в замещающих семьях.
Эмпирические и теоретические методы исследования: беседа, тестирование, наблюдение, проективная методика, анкетирование и математическая статистика
- Анкета по выявлению тревожного ребенка (Л.М. Костина) предназначена для определения уровня тревожности у детей дошкольного и школьного возраста путем опроса окружающих взрослых: родителей, воспитателей, учителей.
- Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи, автор А.И. Баркан опросник (шкалы) для выявления особенностей жизни ребенка в семье.
- Проективная рисуночная методика «Рисунок семьи» разработана А.И. Захаровым. Диагностика внутрисемейных отношений.
Гипотеза заключается в предположении, что адаптация детей в замещающих семьях будет более успешной при эмоциональной привязанности и принятии ребенком членов семьи.
В исследовании приняло участие 25 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 8 до 12 лет, воспитывающиеся в замещающих семьях: