Сопровождение семей

Сопровождение замещающих и кровных семей,

октябрь 2017 г.

Отделом семейного жизнеустройства организовано  непрерывное комплексное сопровождение замещающих, кровных (биологических) родителей и детей. На октябрь, 2017 год специалисты отдела сопровождают 63 замещающие и кровные (биологические) семьи, из них:

  • Кровные (биологические) – 15 семей;
  • Опека и попечительство – 36 семей;
  • Приемные – 12 семей.

Цель психолого-педагогического сопровождения:  Создание психолого-педагогических условий для развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, способствующих полноценному развитию и становлению социально-успешной личности, защите прав ребенка, его развитию в соответствии с потенциальными возможностями; обеспечение условий наиболее успешной адаптации детей в новой семье, благоприятных психологических условий для гармоничного развития всей семьи.

Основные задачи:

  • Обеспечение уровня психолого-педагогической и социально-психологической компетенции принимающих семей, помощь в адаптации ребенка и принимающей его семьи в новых условиях;
  • Проведение плановой консультативной работы с приемным ребенком и другими членами семьи, направленной на гармонизацию отношений;
  • Помощь в решении конкретных проблем воспитания и развития ребенка, разрешении конфликтов;
  • Оказание экстренной помощи семье и ребенку в кризисных ситуациях;
  • Профилактика кризисных ситуаций в семьях с приемными детьми;
  • Снижение количества отказов от принятых детей, либо отказов ребенка от проживания в семье.

Основными направлениями сопровождения являются:

Просветительская деятельность  осуществляется в разной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др.). Наиболее удачными формами являются: организация родительского обучения, индивидуальных встреч и групповых занятий, работа телефона доверия,  родительского клуба «Забота», издание памяток.

Психопрофилактическая работа включает в себя:

– составление рекомендаций родителям или лицам, их заменяющим, по оказанию помощи детям в адаптационный период;

– обследование детей при переходе из Центра помощи «Берегиня» в приемную семью;  диагностика их готовности к обучению, подготовка для родителей или лиц, их заменяющих, и воспитателей рекомендаций по ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе;

– подготовку программы индивидуальной работы с детьми, которые в этом нуждаются;

– проведение психологического обследования детей с целью создания максимально благоприятных условий для их развития и психологической реабилитации.

Психодиагностическая работа:  психолого-педагогическое исследование детей и взрослых, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин выявленных нарушений развития личности и интеллекта.

Для осуществления развивающей и психокоррекционной работы с ребенком  ведутся групповые и индивидуальные занятия по следующим направлениям:

– на коррекцию личности с учетом задач развития ребенка или особенностей взрослого;

–  на устранение отклонений в психическом развитии;

– на гармонизацию детско-родительских отношений – ориентированных на установление положительных контактов, их своевременное корректирование, предупреждение и преодоление  конфликтов, развитие взаимодействия взрослых и детей по мере их взросления.

Консультативная работа направлена на оказание помощи при решении определенных проблем семьи и ребенка:

  • консультирование сотрудников органов опеки и попечительства, педагогов, родителей, лиц, их заменяющих, по проблемам обучения и воспитания детей;
  • консультирование детей, их приемных родителей по вопросам выбора учебного заведения и программы обучения при поступлении в школу, при переходе с одной ступени на другую;
  • консультирование работников Центра помощи по вопросам социально-психологической реабилитации детей;
  • проведение совместных консультаций работников учебно-воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, педагогов школ, в которых обучаются наши дети с целью обеспечения преемственности в работе с детьми;
  • проведение индивидуальных и групповых консультаций детей и взрослых по проблемам взаимоотношений.

При отделе действует клуб «Забота» и телефон доверия,  куда обращаются наиболее часто со следующими запросами о семейном консультировании родителей, кандидатов в родители, кандидаты в наставники и волонтеры:

  • Психологическая готовность к приему ребенка в семью;
  • Детско-родительские отношения;
  • Отношения с кровными родственниками приемного ребенка;
  • Отношения приемного ребенка с социумом;
  • Конфликты с приемными детьми.

Кроме того, родители задают юридические вопросы, касающиеся обеспечения жильем и социальными пособиями детей, социальные гарантии поддержания здоровья и организации досуга (санатории, профилактории, летние лагеря и др.).

Проводится следующая работа с семьями:

  • Консультирование семей (родителей и детей), как разовое, так и длительное ведение случаев – в зависимости от ситуации;
  • Практическая работа с детьми: терапия эмоциональных проблем, коррекция учебных проблем;
  • Консультации и выезды в семьи; телефонные звонки;
  • Консультирование потенциальных приемных родителей в процессе знакомства с ребенком и устройством его в семью.

Часто встречающиеся проблемы, с которыми обращаются семьи с приемными и с кровными детьми:

  • Трудности в образовании и школьной адаптации;
  • Адаптация ребенка в приемной семье;
  • Социальная дезадаптация детей разного возраста (воровство, негативная учебная мотивация, агрессия и пр.);
  • Подростковые проблемы (внутриличностные переживания — самонепринятие, проблемы социальной адаптации);
  • Отношение к кровной семье и к своему прошлому.

Педагогами-психологами Центра помощи постоянно проводится работа по консультированию и диагностированию приемных детей, кандидатов, замещающих родителей, работников Центра помощи.

Психолого-педагогические консультации были даны замещающим родителям по ходатайству  ООиП г. Якутска по следующим проблемам:

– проблемы детско-родительских отношений (конфликты с приемными детьми и родителями);

– проблемы в поведении, обучении приемных детей;

– проблемы в развитии познавательной сферы;

– проблемы эмоционально-волевой сферы;

– профориентация;

– адаптация приемного ребенка в семье;

– сексуализированное поведение ребенка.

На основе полученных данных по результатам мониторинга, их анализе в ходе работы разрабатываются рекомендации для родителей и специалистов группы сопровождения. Специалистами отдела проводится индивидуальное обсуждение проблемы каждой семьи с целью выработки совместной стратегии по оптимизации воспитательного процесса. Оказывается  психолого-педагогической помощь  для предотвращения кризисных ситуаций в семье:

– Консультирование по вопросам психологической, медико-психолого-педагогической, социально-психологической, социально-правовой  помощи замещающим семьям, обратившимся в службу;

– Психолого-педагогическая диагностика: определение разнообразных качеств, психологических и психофизиологических особенностей, черт личности, а также потенциальных возможностей детей  в воспитании и обучении;  выявление причин и механизмов нарушений в развитии, обучении, социальной адаптации, межличностном взаимодействии и др.

–  Коррекционная работа: оказание помощи в исправлении недостатков развития личности детей и подростков, психологическая коррекция нарушений коммуникации и общения; работа по преодолению различных нарушений развития речи и интеллекта

– Организация  дополнительной помощи семьям по смежным проблемам (поиск необходимых контактов с различными учреждениями, помощь в организации дополнительных медицинских обследований, привлечение волонтёров в помощь семье и т.д.)

– Прямая материальная помощь одеждой предоставленными благотворительными организациями.

Психологами оказана следующая помощь:

  1. Отслеживание и диагностирование уровня адаптации ребенка в семье и школе;
  2. Оценка безопасности и условий, созданных для жизни и развития приемного ребенка;
  3. Освоение семейного пространства ребенком, нахождение собственного места;
  4. Вхождение ребенка в детскую субсистему: сиблинги, сверстники, родственники, друзья, соседи, неформальные группы;
  5. Формирование отношений привязанности ребенка к замещающим родителям (вторичная привязанность);
  6. Выявления динамики изменений ребенка в замещающей семье;

По результатам диагностической работы составлялись индивидуальные психокоррекционные и развивающие планы  оказания помощи и поддержки детям и родителям в замещающей семье.

В качестве показателей адаптации ребенка в замещающие семьи учитываются:

  • Физиологическая адаптация проявляется в том, что ребенок меньше болеет; происходит нормальная прибавка в весе и росте; у ребенка восстанавливается сон, исчезают ночные кошмары; ребенок ест твердую пищу; появляются навыки самообслуживания (пользуется вилкой и ложкой, самостоятельно ест и одевается); психомоторное развитие соответствует норме; подвижность, ловкость, самостоятельность, активность.
  • Эмоциональная адаптация ребенок становится более уравновешенным, спокойным, меньше плачет, проявляет ласковое отношение к членам семьи, обнимает, целует их; утром ребенок просыпается в хорошем настроении; у него преобладает приподнятое настроение, открытость, уверенность и терпеливость. Ребенок не испытывает трудностей в определении и выражении своих чувств и эмоциональных состояний (грусти, гнева, печали, радости, обиды); понимает чувства окружающих людей.
  • Речевая адаптация ребенка выражается в том, что ребенок ищет общения, не испытывает трудностей в общении; пополняется словарный запас; пробелы в экспрессивной речи заполняются эффективными жестами; построение правильных законченных предложений; хорошее вербальное выражение своих мыслей и чувств, ощущений и желаний; отличное понимание обращенной речи и соответственная реакция на инструкции; улучшение произношения; потребность глубоко рассуждать с взрослыми на серьезные темы.
  • Социальная адаптация ребенка состоит из следующих составляющих:

Семейная адаптация проходит взаимно: члены семьи также проходят процесс привыкания к ребенку. У ребенка не наблюдаются явные признаки нарушения привязанности (устанавливает визуальный контакт, готов к тактильным контактам). Ребенок внимательно слушает родителей, отвечает на улыбку, реагирует на свое имя, становится ласковым и спокойным, успокаивается, когда его берут на руки. У ребенка появляется устойчивая привязанность к родителям, он отвечает на их знаки внимания, грустит без них и встречает их в хорошем настроении, с улыбкой на лице. Ребенок легче расстается с родителями, перестает плакать по этому поводу, готов остаться один дома. Увеличивается активность ребенка в различных занятиях (чтение, музыка), особенно в спортивных. Принимает участие в играх со своими братьями и сестрами, существующее между ними соперничество является нормальным сиблинговым. Ребенок может объяснить последствия своих поступков и реакции на них окружающих, уровень социальной компетентности соответствует возрастным нормам. Ребенок с удовольствием ходит в садик или школу, знает и принимает все правила и элементы повседневной жизни в семье и воспитательном учреждении, соблюдает гигиенические нормы, режим и правила придают уверенность.  Участие в играх и обучении сказывается на уровне социальной адаптации. Быстрая обучаемость и хорошая успеваемость в школе говорят о хорошей социальной адаптации ребенка.

 

Консультативная и коррекционная работа по оказанию психолого – педагогической помощи детям, оставшимся без попечения родителей, опекунам, попечителям, кандидатам в приемные родители (индивидуальные консультации, диагностика, тренинги) по запросу ООиП г. Якутска

 

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение включает в себя:

  • С обратившейся семьей заключается договор о сопровождении семьи, разрабатывается совместный план сопровождения;
  • Проводится регулярный контакт с семьей и ребенком;
  • Консультирование по запросу;
  • Социальный патронаж (выезды на дом).

За консультацией обратились – 122 чел.

Специалистами отдела проводится консультативная и коррекционная работа   с опекунскими семьями  по  следующим вопросам:

– гармонизация детско-родительских отношений – ориентированных на установление положительных контактов, их своевременное корректирование;

–  предупреждение и преодоление конфликтов, подготовка приема  ребенка  в семью;

–  коррекция личности с учетом задач развития ребенка, на преодоления кризисных ситуаций и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и т.д.

Социальный педагог проводит собеседование с замещающим родителем, заключает «Договор о сопровождении», заполняет «Карту семьи», выявляет проблемы в семье (со слов опекуна), определяет основной запрос семьи.

Педагог-психолог занимается с ребенком, беседует, выявляет проблемы семьи, проводит первичную диагностику/тестирование, старается установить доверительные отношения с ребенком; обозначается дата следующей встречи.

После проведения психологического обследования педагог-психолог обрабатывает полученные данные, пишет психологическое заключение, которое вкладывается в личное дело замещающей семьи.

Дальнейшая работа с семьей строится в соответствии с уровнем сопровождения.

Со всеми замещающими родителями во время индивидуальных консультаций и выездов в семью были проведены индивидуальные беседы и занятия по особенностям воспитания и понимания опекунских детей, умению формировать межличностные отношения, снимать тревожность, напряжение ситуации, формировать представления о ценности семьи.

По индивидуальному плану сопровождения совершаются выезды специалистов   в замещающие семьи для исследования комфортности пребывания и развития ребенка. Ведется переписка в ватсапе с детьми и родителями, педагогом-психологом даются советы по решению возникающих вопросов. Регулярно ведутся телефонные переговоры с членами замещающих семей. Также организуются выезды в школы, где обучаются дети замещающих семей для предоставления   поддержки и сотрудничества в воспитании и обучении опекунских семей.

Число оказанных службой сопровождения определенных услуг

(консультации специалистов)

Кровные семьи – 192 чел.;

Опекуны – 248 чел.;

Кандидаты – 187 чел.;

Усыновители – 7 чел.;

Приемные семьи – 28 чел.

Всего: 642 чел.

Вывод: В ходе этих встреч снизились проблемы мотивации, так как замещающие родители сами заинтересованы в разрешении проблемной ситуации и развитии определенной профессиональной компетенции для этого. Переоценили собственный опыт выхода из сложной ситуации, пересмотрели свою родительскую позицию, ощутили эмоциональную поддержку со стороны специалистов отдела.