Сопровождение семей
Сопровождение замещающих и кровных семей,
октябрь 2017 г.
Отделом семейного жизнеустройства организовано непрерывное комплексное сопровождение замещающих, кровных (биологических) родителей и детей. На октябрь, 2017 год специалисты отдела сопровождают 63 замещающие и кровные (биологические) семьи, из них:
- Кровные (биологические) – 15 семей;
- Опека и попечительство – 36 семей;
- Приемные – 12 семей.
Цель психолого-педагогического сопровождения: Создание психолого-педагогических условий для развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, способствующих полноценному развитию и становлению социально-успешной личности, защите прав ребенка, его развитию в соответствии с потенциальными возможностями; обеспечение условий наиболее успешной адаптации детей в новой семье, благоприятных психологических условий для гармоничного развития всей семьи.
Основные задачи:
- Обеспечение уровня психолого-педагогической и социально-психологической компетенции принимающих семей, помощь в адаптации ребенка и принимающей его семьи в новых условиях;
- Проведение плановой консультативной работы с приемным ребенком и другими членами семьи, направленной на гармонизацию отношений;
- Помощь в решении конкретных проблем воспитания и развития ребенка, разрешении конфликтов;
- Оказание экстренной помощи семье и ребенку в кризисных ситуациях;
- Профилактика кризисных ситуаций в семьях с приемными детьми;
- Снижение количества отказов от принятых детей, либо отказов ребенка от проживания в семье.
Основными направлениями сопровождения являются:
Просветительская деятельность осуществляется в разной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др.). Наиболее удачными формами являются: организация родительского обучения, индивидуальных встреч и групповых занятий, работа телефона доверия, родительского клуба «Забота», издание памяток.
Психопрофилактическая работа включает в себя:
— составление рекомендаций родителям или лицам, их заменяющим, по оказанию помощи детям в адаптационный период;
— обследование детей при переходе из Центра помощи «Берегиня» в приемную семью; диагностика их готовности к обучению, подготовка для родителей или лиц, их заменяющих, и воспитателей рекомендаций по ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе;
— подготовку программы индивидуальной работы с детьми, которые в этом нуждаются;
— проведение психологического обследования детей с целью создания максимально благоприятных условий для их развития и психологической реабилитации.
Психодиагностическая работа: психолого-педагогическое исследование детей и взрослых, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин выявленных нарушений развития личности и интеллекта.
Для осуществления развивающей и психокоррекционной работы с ребенком ведутся групповые и индивидуальные занятия по следующим направлениям:
— на коррекцию личности с учетом задач развития ребенка или особенностей взрослого;
— на устранение отклонений в психическом развитии;
— на гармонизацию детско-родительских отношений – ориентированных на установление положительных контактов, их своевременное корректирование, предупреждение и преодоление конфликтов, развитие взаимодействия взрослых и детей по мере их взросления.
Консультативная работа направлена на оказание помощи при решении определенных проблем семьи и ребенка:
- консультирование сотрудников органов опеки и попечительства, педагогов, родителей, лиц, их заменяющих, по проблемам обучения и воспитания детей;
- консультирование детей, их приемных родителей по вопросам выбора учебного заведения и программы обучения при поступлении в школу, при переходе с одной ступени на другую;
- консультирование работников Центра помощи по вопросам социально-психологической реабилитации детей;
- проведение совместных консультаций работников учебно-воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, педагогов школ, в которых обучаются наши дети с целью обеспечения преемственности в работе с детьми;
- проведение индивидуальных и групповых консультаций детей и взрослых по проблемам взаимоотношений.
При отделе действует клуб «Забота» и телефон доверия, куда обращаются наиболее часто со следующими запросами о семейном консультировании родителей, кандидатов в родители, кандидаты в наставники и волонтеры:
- Психологическая готовность к приему ребенка в семью;
- Детско-родительские отношения;
- Отношения с кровными родственниками приемного ребенка;
- Отношения приемного ребенка с социумом;
- Конфликты с приемными детьми.
Кроме того, родители задают юридические вопросы, касающиеся обеспечения жильем и социальными пособиями детей, социальные гарантии поддержания здоровья и организации досуга (санатории, профилактории, летние лагеря и др.).
Проводится следующая работа с семьями:
- Консультирование семей (родителей и детей), как разовое, так и длительное ведение случаев – в зависимости от ситуации;
- Практическая работа с детьми: терапия эмоциональных проблем, коррекция учебных проблем;
- Консультации и выезды в семьи; телефонные звонки;
- Консультирование потенциальных приемных родителей в процессе знакомства с ребенком и устройством его в семью.
Часто встречающиеся проблемы, с которыми обращаются семьи с приемными и с кровными детьми:
- Трудности в образовании и школьной адаптации;
- Адаптация ребенка в приемной семье;
- Социальная дезадаптация детей разного возраста (воровство, негативная учебная мотивация, агрессия и пр.);
- Подростковые проблемы (внутриличностные переживания — самонепринятие, проблемы социальной адаптации);
- Отношение к кровной семье и к своему прошлому.
Педагогами-психологами Центра помощи постоянно проводится работа по консультированию и диагностированию приемных детей, кандидатов, замещающих родителей, работников Центра помощи.
Психолого-педагогические консультации были даны замещающим родителям по ходатайству ООиП г. Якутска по следующим проблемам:
— проблемы детско-родительских отношений (конфликты с приемными детьми и родителями);
— проблемы в поведении, обучении приемных детей;
— проблемы в развитии познавательной сферы;
— проблемы эмоционально-волевой сферы;
— профориентация;
— адаптация приемного ребенка в семье;
— сексуализированное поведение ребенка.
На основе полученных данных по результатам мониторинга, их анализе в ходе работы разрабатываются рекомендации для родителей и специалистов группы сопровождения. Специалистами отдела проводится индивидуальное обсуждение проблемы каждой семьи с целью выработки совместной стратегии по оптимизации воспитательного процесса. Оказывается психолого-педагогической помощь для предотвращения кризисных ситуаций в семье:
— Консультирование по вопросам психологической, медико-психолого-педагогической, социально-психологической, социально-правовой помощи замещающим семьям, обратившимся в службу;
— Психолого-педагогическая диагностика: определение разнообразных качеств, психологических и психофизиологических особенностей, черт личности, а также потенциальных возможностей детей в воспитании и обучении; выявление причин и механизмов нарушений в развитии, обучении, социальной адаптации, межличностном взаимодействии и др.
— Коррекционная работа: оказание помощи в исправлении недостатков развития личности детей и подростков, психологическая коррекция нарушений коммуникации и общения; работа по преодолению различных нарушений развития речи и интеллекта
— Организация дополнительной помощи семьям по смежным проблемам (поиск необходимых контактов с различными учреждениями, помощь в организации дополнительных медицинских обследований, привлечение волонтёров в помощь семье и т.д.)
— Прямая материальная помощь одеждой предоставленными благотворительными организациями.
Психологами оказана следующая помощь:
- Отслеживание и диагностирование уровня адаптации ребенка в семье и школе;
- Оценка безопасности и условий, созданных для жизни и развития приемного ребенка;
- Освоение семейного пространства ребенком, нахождение собственного места;
- Вхождение ребенка в детскую субсистему: сиблинги, сверстники, родственники, друзья, соседи, неформальные группы;
- Формирование отношений привязанности ребенка к замещающим родителям (вторичная привязанность);
- Выявления динамики изменений ребенка в замещающей семье;
По результатам диагностической работы составлялись индивидуальные психокоррекционные и развивающие планы оказания помощи и поддержки детям и родителям в замещающей семье.
В качестве показателей адаптации ребенка в замещающие семьи учитываются:
- Физиологическая адаптация проявляется в том, что ребенок меньше болеет; происходит нормальная прибавка в весе и росте; у ребенка восстанавливается сон, исчезают ночные кошмары; ребенок ест твердую пищу; появляются навыки самообслуживания (пользуется вилкой и ложкой, самостоятельно ест и одевается); психомоторное развитие соответствует норме; подвижность, ловкость, самостоятельность, активность.
- Эмоциональная адаптация ребенок становится более уравновешенным, спокойным, меньше плачет, проявляет ласковое отношение к членам семьи, обнимает, целует их; утром ребенок просыпается в хорошем настроении; у него преобладает приподнятое настроение, открытость, уверенность и терпеливость. Ребенок не испытывает трудностей в определении и выражении своих чувств и эмоциональных состояний (грусти, гнева, печали, радости, обиды); понимает чувства окружающих людей.
- Речевая адаптация ребенка выражается в том, что ребенок ищет общения, не испытывает трудностей в общении; пополняется словарный запас; пробелы в экспрессивной речи заполняются эффективными жестами; построение правильных законченных предложений; хорошее вербальное выражение своих мыслей и чувств, ощущений и желаний; отличное понимание обращенной речи и соответственная реакция на инструкции; улучшение произношения; потребность глубоко рассуждать с взрослыми на серьезные темы.
- Социальная адаптация ребенка состоит из следующих составляющих:
Семейная адаптация проходит взаимно: члены семьи также проходят процесс привыкания к ребенку. У ребенка не наблюдаются явные признаки нарушения привязанности (устанавливает визуальный контакт, готов к тактильным контактам). Ребенок внимательно слушает родителей, отвечает на улыбку, реагирует на свое имя, становится ласковым и спокойным, успокаивается, когда его берут на руки. У ребенка появляется устойчивая привязанность к родителям, он отвечает на их знаки внимания, грустит без них и встречает их в хорошем настроении, с улыбкой на лице. Ребенок легче расстается с родителями, перестает плакать по этому поводу, готов остаться один дома. Увеличивается активность ребенка в различных занятиях (чтение, музыка), особенно в спортивных. Принимает участие в играх со своими братьями и сестрами, существующее между ними соперничество является нормальным сиблинговым. Ребенок может объяснить последствия своих поступков и реакции на них окружающих, уровень социальной компетентности соответствует возрастным нормам. Ребенок с удовольствием ходит в садик или школу, знает и принимает все правила и элементы повседневной жизни в семье и воспитательном учреждении, соблюдает гигиенические нормы, режим и правила придают уверенность. Участие в играх и обучении сказывается на уровне социальной адаптации. Быстрая обучаемость и хорошая успеваемость в школе говорят о хорошей социальной адаптации ребенка.
Консультативная и коррекционная работа по оказанию психолого — педагогической помощи детям, оставшимся без попечения родителей, опекунам, попечителям, кандидатам в приемные родители (индивидуальные консультации, диагностика, тренинги) по запросу ООиП г. Якутска
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение включает в себя:
- С обратившейся семьей заключается договор о сопровождении семьи, разрабатывается совместный план сопровождения;
- Проводится регулярный контакт с семьей и ребенком;
- Консультирование по запросу;
- Социальный патронаж (выезды на дом).
За консультацией обратились – 122 чел.
Специалистами отдела проводится консультативная и коррекционная работа с опекунскими семьями по следующим вопросам:
— гармонизация детско-родительских отношений – ориентированных на установление положительных контактов, их своевременное корректирование;
— предупреждение и преодоление конфликтов, подготовка приема ребенка в семью;
— коррекция личности с учетом задач развития ребенка, на преодоления кризисных ситуаций и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и т.д.
Социальный педагог проводит собеседование с замещающим родителем, заключает «Договор о сопровождении», заполняет «Карту семьи», выявляет проблемы в семье (со слов опекуна), определяет основной запрос семьи.
Педагог-психолог занимается с ребенком, беседует, выявляет проблемы семьи, проводит первичную диагностику/тестирование, старается установить доверительные отношения с ребенком; обозначается дата следующей встречи.
После проведения психологического обследования педагог-психолог обрабатывает полученные данные, пишет психологическое заключение, которое вкладывается в личное дело замещающей семьи.
Дальнейшая работа с семьей строится в соответствии с уровнем сопровождения.
Со всеми замещающими родителями во время индивидуальных консультаций и выездов в семью были проведены индивидуальные беседы и занятия по особенностям воспитания и понимания опекунских детей, умению формировать межличностные отношения, снимать тревожность, напряжение ситуации, формировать представления о ценности семьи.
По индивидуальному плану сопровождения совершаются выезды специалистов в замещающие семьи для исследования комфортности пребывания и развития ребенка. Ведется переписка в ватсапе с детьми и родителями, педагогом-психологом даются советы по решению возникающих вопросов. Регулярно ведутся телефонные переговоры с членами замещающих семей. Также организуются выезды в школы, где обучаются дети замещающих семей для предоставления поддержки и сотрудничества в воспитании и обучении опекунских семей.
Число оказанных службой сопровождения определенных услуг
(консультации специалистов)
Кровные семьи – 192 чел.;
Опекуны – 248 чел.;
Кандидаты – 187 чел.;
Усыновители – 7 чел.;
Приемные семьи – 28 чел.
Всего: 642 чел.
Вывод: В ходе этих встреч снизились проблемы мотивации, так как замещающие родители сами заинтересованы в разрешении проблемной ситуации и развитии определенной профессиональной компетенции для этого. Переоценили собственный опыт выхода из сложной ситуации, пересмотрели свою родительскую позицию, ощутили эмоциональную поддержку со стороны специалистов отдела.
- Июнь 2017 г. — «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
- Мероприятия по сплочению и объединению опекунских семей
- Встреча клуба опекунских семей «Забота»